Соревнования по Вин Чун (обращение Мастера)

Бить или не бить

Еще в начале 1982-83 годах, когда в Москве сформировался клуб Вин Чун (Железная Флейта) На фоне постоянных соревнований между группами Карате, Клуб Вин Чун так же проводил соревнования. Это были дружественные поединки по технике Вин Чун с Клубом Триада, с Клубом Мэй Хуа и др. Участники были защищены условно: щитки на пах, грудь, шлемы, а на руках накладки или перчатки с открытыми пальцами. Мы старались, честно, как умели готовиться к любым соревнованиям, а в последствии, вступив в подразделение Ушу России под руководством Глеба Музрукова, проводили соревнования в рамках чемпионата России между клубами Вин Чун бывшего СССР.

В начале это были просто драки один на один (разбитые носы, губы, брови). Проводились соревнования внутри школы на лучшего бойца и, какими бы небыли правила, бойцы налетали друг на друга, сталкивались и молотили руками и ногами, затем падали на пол и катались до тех пор, пока не звучала команда СТОП. Однажды, на очередных соревнованиях ко мне подошел человек, имя которого я даже не успел узнать, и тихо спросил: “Валерий Васильевич, а где же Вин Чун?” Прошло не мало времени, когда на первый взгляд обидные слова прозвучали, там, в глубине осознания и примирения, как сигнал к пониманию. А потом и переходу к новому этапу понимания техники Вин Чун, а так же отношению к поединку.

На чемпионатах по ушу мы выступали уже с показательными формами Вин Чун и игровыми поединками. В традиционных семейных школах Вин Чун не проводятся соревнований, и мы это знали.

Но как убедить молодых энергичных людей, что искусство поединка и мордобой это совершенно разные понятия. И что самое важное, что это понимание должно быть у руководителей клубов и федераций, тренеров, секций. Вот поэтому, Всероссийская Федерация Юн Чун Цюань не проводит официальных соревнований, особенно поединков.

Например, в г. Арзамасе в клубе Вин Чун “Ветер и поток” проводились соревнования малышей 6-7 лет где младенцы мутузили друг друга в боксерских перчатках. Основной принцип Вин Чун это не нападение, контратака и самооборона. Дети запрограммированные на агрессию, прежде всего с детства затаивают чувство страха и обиды, если оказываются побежденными. А если он становится победителем, то во взрослом состоянии часто проявляет агрессию и грубость.

Я считаю, что особенно с детства, занимаясь Вин Чун необходимо в игровой форме воспитывать такие качества как внимание, равновесие, координацию, чувствительность и уметь переводить агрессию в юмор и игру. Развивать партнерские отношения необходимо не за счет конкурентной борьбы и превосходства одного над другим, а на базе познавательных и дополняющих друг друга качеств.

Идеальная судьба мастера это на протяжении жизни никогда не применять боевые навыки техники Вин Чун, но в повседневной жизни использовать принципы Вин Чун, быть ловким, жизнерадостным, уравновешенным, внимательным к окружающим и т.д.

Вы спросите, а как же долг спортивной федерации в проведении соревнований. Я думаю, и предлагаю подумать вместе со всеми, кто занимается Вин Чун.

Возможно, к примеру, демонстрировать формы по школе Вин Чун. В своей основе формы Вин Чун очень сложны по координации, ритму и пластике. И главное, требуют от исполнителя образного мышления и способности вживаться в образ того или иного животного. Без этих качеств исполнение форм пяти зверей не имеют смысла, ни значения в практике.

Можно пробовать соревноваться в чувствительности рук и ног, выполняя упражнения Тисао (Чи Сао) с элементами толчков, захватов и условных ударов. Здесь возникает проблема в судействе. Ибо со стороны определить чуткость людей выполняющих Тисао почти невозможно.

Подобный опыт проведения соревнований по (Нинда) были в Китае 1999 году. Я видел эти соревнования на видео записи. Мне показалось, что это выглядит очень нелепо. На соревнованиях в Фошане, даже большие, опытные мастера пытались ударить и победить своего соперника, а не переиграть в технике. Соревнования были не зрелищными, а зачастую комичными, например, когда известный мастер ткнул своему противнику пальцем в глаз и тот потерял временно зрение, то в этот момент победитель подобно фазану, заложив руки за спину, похаживал с гордо поднятой головой.

Любая встреча; с другими школами, такими как: карате, тэкэквондо, бокс, самбо, кикбоксинг всегда будут соперничеством и самоутверждением. Чья школа лучше, чей прием эффективнее, и все в результате сведется опять-таки к драке. Понимание техники Вин Чун приходит в зрелом возрасте, после длительных лет тренировок и изучений принципов школы Вин Чун в этом понимании, наконец-то исчезает дух соперничества, а мастера ищут более чутких и грамотных сотрудников, нежели соперников.

Китайская притча про воспитание бойцового петуха в свободном изложении;

К учителю принесли петуха, что бы тот подготовил его к петушиным боям. Через несколько дней хозяин петуха, спрашивает тренера как идут дела в обучении. Тренер отвечает, что он (петух) еще не готов, ходит нахохлившись, а при виде других петухов убегает.

Прошло еще время и опять хозяин тревожит своими расспросами учителя. “Нет, совсем не готов Ваш петух: ходит по двору с разъяренным взглядом, перья дыбом, а при встрече с чужими петухами набрасывается на них и треплет в клочья. В недоумении ушел хозяин петуха и долго не приходил к наставнику. Но вот как то сам учитель повстречался с хозяином петуха и говорит: “Забирайте, ваш петух готов, ходит по двору спокойно клюет зерно и на чужих петухов внимания не обращает.”

Возможно ли все же в нашем бесноватом обществе какие-то зрелищные соревновательные формы по школе Вин Чун? Сегодня я еще не уверен в этом. Уровень студентов, учеников и спортсменов должен иметь достаточную общефизическую подготовку, что бы форма тела и его свойства не уступали мастерам спортивной и художественной гимнастики . Особое чувство равновесия должно соответствовать эквилибристам в цирке. Пофантазируем: Возможно, на специальных столбиках на определенной высоте можно выполнить толкание на устойчивость, переходя на упражнения перетягивание.

Так же интересно и зрелищно может выглядеть Тисао руками и ногами с закрытыми глазами, на не больших по площади столах (4 квадратных метра).

Свободный поединок может быть зрелищным, если было бы возможно создать специальные защитные костюмы, которые были бы оборудованы специальными сенсорами уязвимых точек на нем, где при попадании в них, загорались бы световые сигналы, слабо уязвимые - синим или зеленым, средние - желтым, и смертельные - красным. Но при этом тело должно быть защищено (гарантированно) от реальных сильных ударов.

В идеале, техника Вин Чун является абсолютно неуязвимой для противника. И любая школа боевых искусств не использующая принципы Вин Чун обречена на поражение. Но достигнув абсолютного владения этой техникой требует полного погружения в предметы школы и поэтому является почти недостижимым идеалом для светского человека. Бес сомнения правильные длительные тренировки принесут свои положительные плоды. В чем же секрет абсолютной неуязвимости Вин Чун (еще раз):

  • Первое - это целостное внимание, видение, слушание, ощущение. Мастер в момент встречи с противником должен видеть форму, стойку, равновесие ; слабые места в теле, уязвимые точки . Слышать его дыхание, что бы определить степень силы энергии ее циркуляции. А при контакте с любой частью тела, точно определить степень чувствительности противника. Обоняние позволяет по запаху определить чувство страха и степень рыхлости тела соперника.
  • Второе - это идеальная реакция на импульс. Слиться с партнером в единое пространство и тогда все движения синхронизируются в общем потоке всех компонентов: мысли, чувства, энергия и воля. Принцип следования, позволит, как бы кататься на силе противника, возвращая ему все удары по кругу. Все движения, включая захваты, перенаправляются по силе противника, и поэтому не важно какой силой обладает ваш партнер. 
  • Третье - тренированное равновесие позволяет переводить силу воздействия, а контроль центральной линии позволяет ронять противника либо останавливать на начальном импульсе атаки.
  • Четвертое - регулярные тренировки в технике Тисао позволяют контролировать все углы изменения направленной против Вас силы. Сбрасывать силу и мгновенно переходить в контратаку.
  • Пятое - это координация и ритм. Эти качества воспитываются благодаря самой технике, где в основе лежит блок-удар как единая система движения. А практика форм по школе Вин Чун обогащает мастера новыми элементами.

Особенно в школе Вин Чун по линии Тэ Конга, где сохранены формы пяти зверей. Пластика, состояния каждого животного, его ритм, темперамент, свойства эмоционального и психического наполнения. Все эти качества приобретенные мастером Вин Чун делают его абсолютно непобедимым. Но мало тех, кто глубоко и серьезно изучает школу, поэтому только дилетанты рвутся в бой к самоутверждению и конечно быстро разочаровываются, переходя, на что-нибудь по-проще. 

Я не говорю о секретных методиках удержания любой силы удара по школе Вин Чун (или сверхскоростного удара Вин Чун в виде хлыста), заменить это мастерство просто хорошим здоровьем и терпеть удар соперника подобно, как это делают в школе Киёкушанкай, Навобай и Карате, это очень чревато последствиями: сломанными конечностями и отбитыми внутренними органами.

Вы готовы к соревнованиям? Если Вы очень богаты, что бы старость была обеспечена инвалидными колясками и лекарствами. Ученик на 2-3 году обучения обязательно выполняет упражнение игровой поединок под контролем учителя. Но это проверка на усвоенные принципы и связки Вин Чун, но ни в коем случае, не соперничество.

В.В.Мартынов.

З сентября 2005.