Театр пантомимы Валерия Мартынова
Это театр объективной драмы – психопластика.
Это уникальный метод познания языка человеческой души, движения которой приобретают свои очертания в форме видимого пространства.
Цель – это актер – человек – художник жизни.
Истоки метода:
- Школа пантомимы Модриса Теннисона,
- в 1973 г. лабораторная работа в Студии электронной музыки в Москве (синтез света, цвета, музыки); аудиовизуальная среда как метод работы в измененном состоянии сознания, где актер и зритель едины в понимании момента здесь и теперь. Спектакль – импровизация, мистерия для актеров и зрителей, создание действия из неопределенности преобразования в гармоничную среду для осознания реальности.
Мой многолетний опыт работы в театрах бывшего СССР т впоследствии с театрах Москвы: театре им. Маяковского, театре им. Пушкина, а теперь в театре «Модерн» показали, что актерам драмы необходимо развитие психологического взаимопонимания, где принципом отношений является дополнение в форме, ритме и содержании. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть - так результатом становится понимание не только внешнего смысла, но и мотивации.
Также все занятия восточными боевыми искусствами, в частности Юн Чун (Вин Чун) и Тай Цзы, дополняют индивидуальность актера-человека, делая его адекватным и защищенным от внешней агрессивной среды.
Параллельно велась работа с самостоятельными актерами в театре «КАНОН» при ДКА МАИ. Это была лаборатория, рассчитанная на людей, для которых творчество является ведущей человеческой ценностью. В результате были созданы полноценные спектакли пантомимы: «Сон Пьеро», «Среди людей», «Адажио», «Лад».
Режиссер Модрис Тенисонс
Живая легенда с 1966- 1972 г.г. в СССР
Школа литовской пантомимы:
Модрис Тенисонс
Двадцать седьмое октября 1966 года начало существования нашего ансамбля. Десять людей имели огромное желание посвятить себя искусству пантомимы, и в Вильнюсском молодежном театре зарождается новый коллектив, новый театр. Это было чудное, трудное и неповторимое время. Все началось с «первого шага» на месте - и через пять месяцев зритель увидел результаты безграничного энтузиазма, юношеского увлечения и работы, - нет! сердцебиения, которое объединяло всех творцов спектакля в одно целое - «Ессе Ноmо» («Это есть человек»).
"Ecce Homo", 1967г.
Высшая оценка — право на профессиональное существование, данное министерством культуры Литовской ССР. С первого июля 1967 года в Каунасском государственном драматическом театре продолжается активная работа. На первом фестивале ансамблей пантомимы прибалтийских республик «Рига 67» ансамбль завоёвывает диплом лауреата и медаль. «Ессе Ноmо» была признана лучшей философской пантомимой.
В дальнейшей работе внимание уделяется владению графической и скульптурной выразительности тела — линии, форме, их ритму. Актеры занимаются рисованием, живописью и лепкой. Музыкальные упражнения развивают чувство и понятие мелодии, гармонии и композиции. Много времени уделяется импровизации - развитию фантазии, дисциплинированности, чувству общности. В это время создается система обучения актера пантомимы. Упражнения, являющиеся основой современного балета и динамической школы современной танцевальной техники, легли в основы пантомимы «Фуга». Задача актеров — отдать мысль, дух и настроение возрождая колорит, который продиктовала музыка и живопись, безгранично асоциальное творчество великого литовского художника М.К. Чюрлениса.
"Сны снов"
После премьеры «Сны Снов» мы приступили к созданию спектакля для детей «Берегите бабочку». Задача сложная, интересная и ответственная: дети – зритель крайне непосредственный. Помогла большая степень пантомимичности в общении детей - действие, игра, мимика и подвижное воображение.
Новые, более сложные задачи перед актерами были в работе над спектаклем «Каприччио XX века». На сцене актер - человек находится перед человеком - зрителем, сидящим в зале. Актер должен не только полностью владеть телом, эмоциями, знать законы выражения чувств, но он должен быть гражданином своей эпохи, живым человеком и художником.
"Каприччио XX века"
Не поможет актеру мастерство, если ему нечего сказать зрителю. В пантомиме актер - человек такой, каков есть, без костюма эпохи, мелочей украшений, человек со своим внутренним миром, проблемой, остротой и понятной человеку, сидящему в зале.
Сезон 1970-71 года ансамбль начал в Каунасском государственном музыкальном театре.«Коллаж» музыки и пантомимы - рассказ о никчемности пути Человека к своей Мечте, о желании найти и понять человеческую суть. Импульс роста нашего коллектива — непрерывный поиск нового, протест штампу, ремесленничеству, копированию.
Актерами литовского театра пантомимы были: Витаутас Петрушкявичус, Гедрюс Мацкявичус, Валерий Мартынов, Альгис Паплаускас, Рамунас Янулайтис, Ниеле Сторик, Юратэ Микшитэ, Зигмас Баневичюс, Регина Путнайте, Едуардс Павлюконис.
Очень трудно, практически невозможно, рассказать словами однажды увиденный спектакль пантомимы. Недаром существует поговорка - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мой восторг, мое живое ощущение, видение и слушание дыхания и движения мимов невозможно передать словами. Слово не имеет пространственного и форменного измерения. Слово - это звук. Глазами звук невозможно увидеть, так же как ушами нельзя видеть. Наши органы зрения - глаза передают 90% всеобщей информации.
Афиша и сцены из спектакля "Охота на мамонта"
СЦЕНЫ ИЗ СПЕКТАКЛЯ
«КОЩЕЙ»
Постановка по произведению вологодского писателя В.Белова в г. Череповец в 80-х годах.
Главный режиссер Р.М. Смирнов.
Режиссер сцен движения В.В. Мартынов.
Художник по декорациям и костюмам А.Абрамов