Валерий Мартынов в фотографиях родоначальника литовской концептуальной фотографии Витаса Луцкуса

из серий «Мимы» и «Пантомима» (1971-1985) 



«Лица стариков, увиденные и кадрированные Витасом Луцкусом, — классика черно-белой мифологической фотографии. Рабство ли это, увиденное когда-то Ричардом Аведоном в портрете Уильяма Кэсби, родившегося рабом? Понурость изнуренного тела, податливость безжалостному времени? Скупой луч эмоции, осеняющий старого чело-

века? Трактовок может быть масса. Как сказал Ролан Барт, анализирующий и разгадывающий пунктумы и стадиумы фотографии в «Камере Люцида»: «Фотография бывает подрывной не тогда, когда пугает, потрясает и бичует, но когда пребывает в задумчивости».


Николай Кононов «Витас Луцкус: в сияющей щели между процессуальным и событийным».

 Журнал „НоМи - Новый мир искусства“, №5 /34/ 2003. https://www.worldart.ru/files/34.pdf

 

«Я не могу сказать, чем является фотография. Я также не знаю, что такое – жизнь. Не знаю, не знаю, не знаю. Казалось бы, сущность фотографии можно объяснить её документальностью. Однако её прикосновение к жизни мне напоминает скальпель, который ранит, разрушает живое тело, даже пробравшись вглубь, он не открывает таинства жизни. Я всегда ощущаю барьер, который мешает проявиться знанию, и открытие мгновения несёт в себе неизбежный признак замкнутости»,- писал Витас Луцкус в своём дневнике.

 

Витас Луцкус родился 29-ого мая 1943 года в Каунасе. Умер 16-ого марта 1987 года в Вильнюсе. В 1950 – 1961 годах учился в каунасской школе искусств на отделении живописи. В 1963 году вступил в каунасский фотоклуб, некоторое время был его председателем. Работал на штатных должностях и по договорным заказам, связанным с фотографией. С 1970 года был членом Союза фотохудожников Литвы.

Витас Луцкус создал известные фотосерии: «Родня» (1958 – 1987), «Взгляд на старинную фотографию» (1974 – 1987), «Портрет крупным планом» (1969 – 1987), «Переправа волов из острова на сушу – Эстония» (1971), «Мимы» (1967 – 1971), «В Азербайджане» (1981), «В Башкирии» (1981), «В Тбилиси» (1981), «Пантомима» (1983), «В Алтайском краю» (1985), «Коллеги» (1961 – 1987), «На белом фоне» (1987 – не закончено).

Работам Витаса Луцкуса свойственно оригинальное единение художественного образа и документальности, проницательный взгляд в сущность человеческого бытия. Правильно подмечено московским искусствоведом Анри Вартановым, что раскованность, даже некоторая небрежность, которую не следует путать с неаккуратностью дилетанта, придают обязательную достоверность его работам, напоминая об истоках «школы литовской фотографии».

При жизни прошло лишь несколько персональных выставок Витаса Луцкуса. Первая из них состоялась в Москве в 1982 году, а потом – в Таллине и в Киеве, небольшая экспозиция была развернута в Вильнюсском Дворце художников в 1985 году.

В Москве хранится и одна из коллекций работ Витаса Луцкуса, приобретенная Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Настоящее шествие по миру творчества Витаса Луцкуса началось уже после его физической жизни. В 1993 году в Амстердаме вышел альбом его работ под названием “Vitas Luckus: The hard way” («Витас Луцкус: Трудный путь»).

 

Vitas Luckus: The Hard Way: Photographer, Lithuania 1943-1987

Laima Skeiviene, Herman Hoeneveld, Tanya Luckiene

Publisher: Edition Stemmle; 1ST edition (March 1994)

 

 

 

Источники:

https://clubs.ya.ru/genre/replies.xml?item_no=12616
https://socarchive.narod.ru/infochan/person/n11/1119.htm
https://photounion.ru/gallery/lutskus/lutskus.html
https://www.photography.lt/en.php/Photographers?id=163.