Мастер Тэ Конг: Чан Ван Фунг и его ученики
Чан Ван Фунг
Вьетнамский мастер Чан Ван Фунг (1900-1987) начал тренироваться под руководством Нгуэн Тэ Конга в 1936 году.
В молодые годы он учился в различных школах боевых искусств у китайских и вьетнамских мастеров и к моменту встречи с Тэ Конгом был специалистом по стилям "Шон Донг Бак Фай", "Нам Са" и "Тхеулам" (Шаолинь). В кругах ханойских бойцов Чан Ван Фунг был известен под прозвищем Одноглазый дракон. К мастеру Нгуэн Тэ Конгу Чан Ван Фунга привел его друг Вьет Хионг. Фунг сразу признал в Тэ Конге мастера высочайшего уровня и стал у него заниматься. Много и усердно тренируясь, Чан Ван Фунг быстро совершенствовался. Учитель, оценив его трудолюбие, хороший характер и бойцовский талант, назначил Фунга старшим учеником своей школы. Особое положение не повлияло на характер Фунга - он остался дружен со всеми, с каждым умел найти общий язык. После отъезда Нгуэн Тэ Конга в Сайгон Чан Ван Фунг остался в Ханое и с разрешения учителя открыл собственную школу Вин Чун Куэн, преподавание в которой не прекращал практически до последнего дня своей жизни. В течение нескольких десятилетий преподавания Чан Ван Фунг всегда являлся примером для учеников. Он неизменно сохранял жизнерадостность, душевную молодость и не жалея себя, служил другим. Занятия не прекращались и в период войны с США, когда Ханой подвергался массированным бомбардировкам.
К своим ученикам он относился как к родным детям, оказывал им всяческую поддержку и развивал их таланты. Мастер Фунг жил в очень тяжелое время и испытал на своем веку много несчастий. Из семерых его детей во время эпидемии оспы умерло шестеро, а уцелевшая в ходе эпидемии дочь умерла раньше своих родителей. Однако несмотря на удары судьбы Фунг не сломался, не озлобился на мир. Он стойко перенес все удары судьбы. Неизменной и постоянной опорой ему служили буддизм и Вин Чун Куэн. За свою долгую жизнь Фунг помог многим людям и воспитал много талантливых учеников, достойных продолжателей традиции.
Даже в возрасте 87 лет мастер Фунг не прекращал занятий и прордолжал выполнять с учениками упражнения в паре. На каждом из занятий он тренировал по десять молодых людей, а сила его не убывала. Никто не мог превзойти его в качественной стороне упражнений и техник.
Жизнь мастера Чан Ван Фунга закончилась в ноябре 1987 года, но ученики продолжили его дело.
Ученики Чан Ван Фунга
(На фото: Чан Ван Фунг с учениками).
Однажды в городском парке Ханоя мастер Фунг обратил внимание на маленького щуплого парня болезненного вида. Парень рассказал, что работал стеклодувом и от этого неизлечимо болен силикозом легких. Врачи оставили безрезультатные попытки ему помочь. Фунг предложил парню помощь. Правда, многое зависело от самого больного. Мастер Фунг научил молодого человека дыхательному упражнению кхи-конг (от кит. "цигун") которое нужно было выполнять как можно чаще, а кроме того, составил рецепт из различных трав и лекарственных препаратов, применяемых в восточной медицине. От оздоровительных упражнений Чинь Куок Динь (так звали молодого человека) перешел к изучению техник Вин Чун Куэн. Одновременно он осваивал под руководством Фунга восточную медицину и Цигун.
Со временем он добился значительных успехов в Вин Чун Куэн и о нем заговорили в кругах мастеров боевых искусств Ханоя как об искусном и ловком бойце. Несмотря на свой невысокий рост и небольшой вес (40 кг), Чинь Куок Динь, вступая в поединки с представителями других школ, неизменно выходил победителем.
(На фото: Тхай Ба Сао).
Однажды Чинь Куок Динь познакомился с крепким и рослым парнем по имени Тхай Ба Сао, тренировавшемся в жестком стиле гун фу. Тхай Ба Сао был знаменит тем, что с легкостью крушил кулаками кирпичи и перебивал стопки черепицы. Но при всей своей подготовке и физической силе Тхай Ба Сао ничего не смог сделать с Динем: тот во всех действиях опережал более крупного и мощного противника, не позволяя ему вложить в удар силу. В конце концов запыхавшийся здоровяк был повержен, а сверху на него уселся Динь. Проиграв поединок, Тхай Ба Сао вместо того чтобы рассердиться проявил живой интерес к тому искусству, благодаря которому его противник одержал верх. Чинь Куок Динь познакомил его с Чан Ван Фунгом. Тхай Ба Сао стал изучать Вин Чун Куэн под руководством учителя. В настоящее время Тхай Ба Сао является большим специалистом по Вин Чун Куэн, обладает превосходной техникой и великолепным боевым мастерством. Он является официальным преемником стиля по линии Чан Ван Фунга и возглавляет собственную школу Вин Чун Куэн в Ханое.
(На фото: До Туан).
После войны с американцами учеником мастера Чан Ван Фунга стал ветеран-фронтовик До Туан. На войне До Туан получил многочисленные ранения, но настойчиво постигая Вин Чун Куэн, не только преодолел свои недомогания но стал подлинным мастером стиля. До Туан хорошо известен в Ханое как художник, поэт и врач-иглотерапевт. Он преподает Вин Чун Куэн более молодому поколению учеников. Во дворе его дома на берегу Красной реки установлен деревянный манекен. Там проходят занятия с учениками.
(На фото: Май Ан Чау).
Май Ан Чау - известный наставник Вин Чун Куэн, уважаемый и В Ханое и в Сайгоне, начинал изучать стиль под руководством мастера Таня. Тань был учеником мастера Тьена - студента Нгуэн Тэ Конга. После восьми лет занятий Май Ан Чау изучил все что мог предложить ему наставник Тань. Видя дальнейшее желание своего ученика совершенствоваться, Тань познакомил его с легендарным "Одноглазым Драконом" - Чан Ван Фунгом. Мастер Фунг сразу почувствовал неординарную натуру Чау и принял его в обучение. За короткий срок занятий с мастером Чан Ван Фунгом Чау серьезно продвинулся в своих достижениях. К его прекрасной технике добавилась глубинная суть Вин Чун Куэн - качественная сторона системы. Работая с манекеном, Чау мог короткими движениями кистей ломать ему "руки". Манекен, между прочим, был сделан из твердого самшита.
Однажды в гости к Чау зашел мастер шаолиньского гунфу, знаток одной из ветвей стиля Вин Чун Куэн. Этот человек долгое время жил в Китае и был выпускником школы шаолиньского монастыря в провинции Хэнань. Побеседовав с Май Ан Чау, гость предложил поработать вдвоем с куай ты зо. Это упражнение (свободное вращение рук, при котором руки участников не теряют связи друг с другом) считается одним из высших в Вин Чун Куэн и внешне мало отличается от спарринга.
После занятия с Чау гость был озадачен своим проигрышем и необычным для него вариантом Вин Чун. Сам он придерживался более жесткого и напористого стиля, что не сработало в случае с Чау. Гость сказал, что если бы не репутация и компетентные отзывы о мастерстве Май Ан Чау он посчитал бы, что это не Вин Чун и что его водят за нос.
У мастера Май Ан Чау много друзей по всему Вьетнаму и за его пределами. Его часто приглашают в другие школы для консультаций и совместных занятий. Существует видеофильм, снятый в 1992 году в Сайгоне, в школе мастеров Вин Чун Куэн. Все эти мастера являются последователями мастера Нам Ана, ныне проживающего и преподающего в Канаде. В этом видео фильме Май Ан Чау демонстрирует форму "Ту Дао Куэн".
Желая глубже постичь Вин Чун Куэн, Май Ан Чау изучал психоэнергетическую систему кхи-конг и много времени посвятил поискам достойного наставника в буддизме. Его учителем стал необыкновенный человек, хорошо известный далеко за пределами Вьетнама. Это буддийский монах Тхык Тхан Тын, более 30 лет проживший отшельником в горах. Достигнув просветления, монах вернулся к общению с людьми. Он поселился в пещере горы, у подножья которой раскинулось озеро. Неподалеку находится деревня. Все последователи буддизма во Вьетнаме почитают отшельника как святого. Май Ан Чау провел рядом с учителем не один месяц, практикуя буддийское созерцание "тхиен". При любой возможности он посещает наставнка, приезжая из Ханоя в горы.
Несмотря на накопленный опыт и признание других ханойских мастеров Вин Чун Куэн, Май Ан Чау не открыл большой школы. Как и его учитель, мастер Чан Ван Фунг, он проводит занятия с маленькой группой учеников во дворе своего дома, придерживаясь старой традиции - узкой, семейной передачи Вин Чун Куэн. Май Ан Чау привел к мастеру Чан Ван Фунгу своего друга и родственника Нгуэн Хонг Ту. Так как работа отнимала большую часть времени Ту, он просил учителя подсказать, каким образом можно быстрее понять и постичь сущность гунфу. Фунг предложил Ту выполнять одно единственное упражнение, относящееся к базе Вин Чун Куэн - "вращение на стопах". В течение года на занятиях у учителя, а также самостоятельно дома Нгуэн Хонг Ту выполнял это упражнение. Он добивался правильного исполнения этой очень непростой техники, кторая связана не только с перемещениями, но в большей степени с быстрым "наполнением и опустошением" всего тела в ситуации боя вплотную. Время от времени Чан Ван Фунг и Май Ан Чау вносили в коррективы в практику Ту. Постепенно учитель Фунг стал уделять больше внимания младшему ученику - но не раньше, чем он убедился в серьезности и настойчивости Ту.
Нгуэн Хонг Ту рассказывал:
- Говорят, в молодости мастер Фунг был драчлив, а в смутные времена, защищая свою жизнь, нередко убивал нападавших на него людей. К моменту знакомства с Нгуэн Тэ Конгом это был уже тридцатишестилетний мужчина, с репутацией опытного бойца. - После того как Фунг познакомился с Тэ Конгом и начал с ним заниматься его характер меняться. Когда я познакомился со старым учителем Фунгом, это был очень доброжелательный человек. Только блеск его единственного глаза и невероятная духовная энергия, исходившая от него, выказывали в нем человека необычайно волевого, с твердым характером и убеждениями, человека, прожившнго трудную и опасную жизнь.
Нгуэн Хонг Ту выполнил первое задание учителя и перешел к другим элементам системы. - Стоило мне в ходе упражнения "вращение на стопах - перевод силы в руки" попытаться атаковать мастера Фунга, я тут же проваливался в созданную его руками "пустоту", а как только я напрягал мускулы, сдерживая его действия, то мгновенно терял равновесие в обратном направлении и отлетал назад от толчка Фунга. Так он обучал меня психическому и физическому равновесию, точному балансу силы рук, "мягкой" силе и утонченному контролю за всеми действиями. Он раскачивал меня как "куклу-неваляшку": то влево, то вправо, то вперёд, то назад, пока я не начинал ощущать тонкую грань между этими противоположностями и не соединил их в одно целое. - Как-то раз я наблюдал за тем как Чан Ван Фунг работает с деревянным манекеном - столбом раза в два или три превосходящим его личный вес. Он наносил удары быстро и сильно, но столб не откланялся назад, несмотря на то, что у основания не был закреплен жестко. Вся сила ударов уходила внутрь столба, так что он гудел и вибрировал от ударов, которыми в поединке обычно разрушаются внутренние органы, даже если внешних повреждений на теле человека нет.