Оружие Вин Чун
Вин Чун по линии мастера Йуен Чай Вана (Нгуэн Тэ Конга)
Парные тесаки батчамдоу - оружие мало известное вне стиля Вин Чун. Строго говоря, поклонникам Вин Чун сегодня тоже известно не слишком много. Главным источником информации является тоненькая брошюрка Уильяма Чуна "Мечи-бабочки" (William Cheung "Butterfly swords"), у нас в России доступная в безобразном переводе кишинёвского ЧП "Старт". Не берусь судить об обучении технике по картинкам, но некоторые популяризованные мастером Чуном легенды об истории этого оружия придется разрушить. Первой жертвой станет само название. Правильный перевод китайского термина батчамдоу (в кантонском произношении, официально по-пекински - бачжаньдао) представляет некоторую сложность даже для человека хорошо владеющего современным китайским. Китайцы иногда используют вместо смыслового значения иероглифа его образ. Так мы поступаем, когда говорим "Т-образный перекрёсток" или "П-образный профиль". Посмотрите внимательно на первый слева знак на рис.1.
Не правда ли, похоже на два коротких широких клинка? Иероглиф "бат"(ба) означает китайскую цифру "восемь", она-то и вводит в заблуждение переводчиков. К тому же в современном типографском воспроизведении этот знак выглядит немного иначе. Второй иероглиф "чам"(чжань) современные краткие словари переводят как "рубить". Но этот древний знак в наше время употребляется исключительно в пословицах и цитатах из классиков. Поэтому будет правильно заглянуть в толстые продвинутые словари, там он имеет значение "сечь, рассечь на части". Если вы знакомы с техникой парных тесаков, думаю, вы согласитесь, если еще не знакомы, то поверьте пока на слово, что секущий удар подходит гораздо больше, чем рубящий. С третьим иероглифом всё просто: "доу"(дао) - это нож или однолезвийный меч. Все вместе я перевёл как "парные тесаки", хотя, наверное, "тесаки в виде иероглифа "бат" правильнее. Что касается русского термина "мечи-бабочки", то он есть прямой перевод английского "butterfly swords". Почему понадобилось брать это наименование и устраивать путаницу с филиппинскими ножами-бабочками (балисонгами), вместо того, чтобы перевести его собственное, понять невозможно. К слову, в германоязычном мире это оружие принято называть "doppel Messer", т.е. двойные ножи. Мастер Чун пишет о происхождении названия от некой техники воздействия на восемь суставов. При всем желании мне не удалось обнаружить никаких сообщений о существовании такой техники, кроме ссылок на самого мастера.
Далее г-н Чун рассказывает об изобретении оружия монахами-экономами Шаолиньского монастыря, модернизировавшими большие кухонные ножи для резки овощей, и об обычае носить их привязав обмотками к ногам и прикрыв рукояти полами ряс. У меня нет сомнений, что шаолиньские монахи физически были в состоянии таскать на каждой ноге по 700-800 г (это минимальный вес). Сомнения в другом: в классическом труде монахов Су Фа и Тэ Цюаня "Тайная книга оружия Шаолиня" - тщательнейшем (с картинками) описании 220 видов оружия использовавшихся шаолиньскими монахами нет батчамдоу. А вот большие кухонные ножи для резки овощей "цайдао" есть. Надо сказать, что кроме Уильяма Чуна, у истории про шаолиньских экономов есть еще много поклонников. Некоторые из них даже знают о существовании списка-220 и об отсутствии в нем парных тесаков. Они утверждают, что их там и быть не должно потому, что этот вид оружия был секретным. Предлагаю им еще раз прочитать весь перечень от начала до конца - в нем десятки столь редких и изощренных предметов вооружения, что иначе как секретными их и назвать нельзя. Так что версия шаолиньского происхождения батчамдоу представляется мне весьма неубедительной.
Если оставить в покое популярные версии (на время, потому что народное творчество в его многообразии достойно отдельной статьи), и обратить внимание на особенности конструкции самого оружия, то очень скоро выяснится любопытный факт. Самой характерной деталью батчамдоу является защитная дужка в форме латинской буквы D переходящая в крюк на обухе - с этим, я думаю, никто спорить не будет. Так вот, ни в Китае, ни где-либо еще в Восточной Азии от Бирмы до Японии включительно, оружия с такими элементами конструкции не было, пока в 1553 г. в гавани Макао не обосновались португальские моряки с их абордажными тесаками. Впрочем, необходима одна оговорка, я не уверен, что в руке первого португальца сошедшего на китайский берег был тесак именно с защитной дужкой. В широкое употребление эта форма эфеса вошла в 80-е годы XVI века. К слову, D-образная защитная дужка появившаяся на южновьетнамских саблях с воцарением династии Нгуен (1802г.) является, по мнению исследователя вьетнамского оружия Скотта Роделла (Scott M. Rodell), основным признаком французского влияния. Функциональность и простота конструкции (и, как следствие, доступная цена - об этом чуть ниже) сделала абордажный тесак излюбленным оружием моряков парусного флота. Палуба парусного судна - это всегда ограниченное пространство, к тому же густо наполненное деревянными и веревочными снастями. В таком месте любое маневрирование сильно сковано, а длинномерное оружие попросту бесполезно. После того, как абордажная команда прорывалась на борт корабля неприятеля (для этого часто приходилось разрубать толстые противоабордажные сетки), схватка продолжалась лицом к лицу на короткой дистанции, с очень малой возможностью уклониться и отступить. В таких условиях от оружия требовалась отличная управляемость и функциональность каждой его части: оно должно было с одинаковым удобством рубить, резать и колоть, блокировать удары противника и захватывать его оружие. Абордажный тесак обладал всеми этими свойствами почти в равной мере, только колющая способность была ограничена, зато прочную тяжелую дужку можно было удачно использовать как кастет. Однако, европейцы побывавшие в старом Китае в один голос утверждают, что китайцы того времени были народом совершенно несклонным к заимствованиям. И указывают, что для перемены мнения жителей Поднебесной была необходима чрезвычайно убедительная и многократная демонстрация превосходства зарубежного предмета над исконно китайским. В нашем конкретном случае несложно представить эту убедительную демонстрацию. Нет, уважаемые поклонники романтических историй, до показательных поединков на пристани дело не доходило. А вот нападения пиратов на европейские суда были явлением частым и почти привычным (и даже по сей день им являются). И, судя по всему, применение абордажного тесака должным образом впечатлило китайских пиратов. Воспользоваться трофейными (если те были, разумеется) они не могли по самой простой причине - народ на юге Китая и сейчас мелковат, а тогда и подавно значительно уступал европейцам в росте и силе. Но изготовить оружие по мерке не являлось проблемой - на больших джонках имелись кузницы. Вполне вероятно, что известная теория о том, что "Вин Чун рожден на палубе джонки" для батчамдоу верна в буквальном смысле.
Первые тесаки китайского производства имели дужку, перекрестье и крюк, выгнутые из одной толстой стальной полосы, как на европейских оригиналах, рукоять похожую на ручки современных теннисных ракеток, обмотанною кожаной либо матерчатой лентой и привычный для местных кузнецов широкий клинок традиционного в тропиках большого хозяйственного ножа. Можно сказать и наоборот, что они приделали родному хозяйственно-бытовому тесаку европейскую боевую рукоятку. Китайцы также внесли еще одно серьезное усовершенствование - сделали тесаки непременно парными. Cейчас невозможно доподлинно сказать, было это сделано в соответствие с китайской традицией или под влиянием европейской практики (абордажный тесак очень часто использовался вместе с ножом или кинжалом, а позднее с пистолетом, массивные рукоятки которых специально оковывали медью, чтобы после выстрела удобно было пользоваться как дубинкой), тем не менее это позволило резко увеличить эффективность, одновременно снизив вес и уменьшив размеры. Так появилось оружие с отличными боевыми качествами, удобное, компактное, простое в изготовлении и недорогое. Произошло это где-то после 1553 г. и скорее всего между 1580 и 1644 гг. В 1644 г. взошел на трон первый император новой маньчжурской династии Цин и большинство авторов указывает этот год как дату рождения стиля Вин Чун, первым оружием которого и стали парные тесаки.
Простота и доступность сыграли с батчамдоу злую шутку - антикварные экземпляры чрезвычайно редки, просто никому в голову не пришло сберечь их для потомства. Была и другая причина - парные тесаки были широко распространены среди преступников: пиратов и бунтовщиков. Часто ли вы видели в коллекциях русского оружия разбойничий кистень (к слову, великолепное оружие, обойденное вниманием только из-за своей лихой славы)? Поэтому сегодня подержать в руках старинные батчамдоу или хотя бы увидеть их фотографию большая удача. Не так давно известный китайский мастер-оружейник Пол Чень (Paul Chen) представил свой вариант дизайна парных тесаков (рис. 2).
Именно свой вариант, хотя во всем мире его знают как изготовителя высококлассных реплик, т. е. полных копий, неотличимых от подлинника ни внешне, ни по функциональным свойствам. Единственное что приходит на ум, что г-н Чень не смог найти оригинальный экземпляр для копирования. По этим же причинам батчамдоу, к глубокому моему сожалению, почти неизвестны историкам оружия и серьезным коллекционерам. Сегодня среди изучающих Вин Чун нет единого мнения какие разновидности парных тесаков считать оружием Вин Чун, а что не соответствует традиции. В любом случае, по конструкции все существующие образцы можно разделить на три типа (названия условны): старинный или, как его еще называют довинчуновский (англ. preWingChun) (рис. 3); повстанческий (или батчамдоу "Оперы Красных джонок") (рис. 4); новый (на рис. 5 парные тесаки разработанные мастером Вин Чун Лян Тином (Leong Ting)).
С моей точки зрения, различия в конструкции очень наглядно иллюстрируют этапы развития боевой техники батчамдоу. Клинок старинного типа имел толщину 2,5-3,5 мм, неизменную от перекрестья до острия. С учетом легкой пластинчатой гарды один тесак весил всего 700-900 г, причем вес почти равномерно распределялся по всей длине. Такое оружие хорошо подходило для рубящих и секущих силовых ударов, за счет небольшой массы инерция в случае промаха была тоже небольшой, и переход к защите не требовал чрезмерных усилий.
Но поиски путей к совершенству не останавливались, и через некоторое время популярным стал колющий удар, теоретически имеющий сокрушительное преимущество перед рубящим (блестящее обоснование содержится в главе 7 фундаментального труда Ричарда Бертона "Книга мечей" (Richard F. Burton "The book of the sword")). Весьма вероятно, что значительное влияние оказала техника фехтования на мечах цзянь. По традиции, этот этап развития техники и конструкции батчамдоу связывают с "Оперой Красных джонок" и подготовкой широкого восстания против маньчжурского господства, отсюда и название. На фото 4 пара редчайших подлинных тесаков того времени. Прекрасно видно, что это работа отнюдь не портового кузнеца. Тот, кто их делал, знал толк в оружии - обратите внимание на сильно утолщенное бронзовое перекрестье, оно предназначено сместить центр тяжести к рукояти. С целью улучшения управляемости плоская восьмигранная рукоятка старинного типа была заменена на веретенообразную, такую же, как у мечей цзянь. Непривычно длинный, суживающийся, с острием расположенным на одной оси с рукояткой, клинок "повстанческого" тесака отлично приспособлен для укола. Казалось бы, если противник пытается атаковать с размаху, достаточно быстро и точно выставить ему на встречу острие собственного оружия и закончить бой в свою пользу. Увы, это чистейшая теория и, надеюсь, не она стала причиной поражения восставших. Ставка на колющий удар очередной раз себя не оправдала (под давлением сабельных мечей дао колющий меч цзянь стал исчезать из китайской армии еще в XIV веке и полностью исчез к концу эпохи Мин, оставшись оружием фехтовальщиков-любителей) и этот тип батчамдоу ушел быстро и практически полностью. "Но, - по словам В. И. Ленина, - их дело не пропало".
Для создания наиболее совершенной конструкции парных тесаков было необходимо ясное практическое понимание недостатков прежних батчамдоу. Использование легких тесаков старинного типа требовало приложения большой силы или широкого замаха - непозволительной роскоши в ближнем бою. Батчамдоу "Оперы Красных джонок" с тяжелым перекрестьем и легким сужающимся клинком хорошо подходили только для колющих ударов, которые грамотный боец без труда парировал. Те, кто все это творчески переосмыслил, были профессионалами Вин Чун самого высокого уровня. Говоря "профессионалы", я подразумеваю людей, которые зарабатывали на жизнь оружием - полицейских "охотников за головами", телохранителей, охранников ценных грузов. И я совершенно убежден, что именно им мы обязаны появлением новой разновидности парных тесаков. В начале 90-х годов ХХ века известный американский эксперт в области боевого холодного оружия Дэвид Стил (David E. Steel) исследовал судебно-медицинскую статистику Управления полиции Лос-Анджелеса. Его интересовали непосредственные причины смерти в результате применения холодного оружия. В подавляющем большинстве случаев протоколы вскрытия зафиксировали смерть от потери крови. Рекомендации Дэвида Стила военным (в их пользу проводились изыскания) - отрабатывать нанесение широких резанных ран, вызывающих обильное кровотечение. Вооруженные профессионалы Вин Чун пришли к аналогичному выводу лет на 150 раньше. Поэтому они разработали клинок идеальный для режущих ударов. Имея толщину обуха у перекрестья до 10-12 мм, он сходит "на нет" в двух плоскостях: от обуха к лезвию и от перекрестья к острию. Такая форма у русских оружейников известна как "двойной клин". Правильно изготовить (особенно закалить) клинок этой формы может отнюдь не каждый мастер. Стоит такая работа соответствующе. И это еще один довод в пользу высокооплачиваемых профессионалов. У "двойного клина" тонкая деликатная режущая кромка, которую легко повредить. Но очень похоже, что те кто сделал выбор в его пользу хорошо усвоили древнего даосского философа Чжуан Цзы (курсив мой): " Повар царя Прекрасномилостивого принялся разделывать тушу быка. Каждый взмах руки и наклон плеча, каждый шаг ноги и сгибание колена сопровождались треском отделяемой от кости кожи, стуком ножа. Работа шла в четком ритме, точно танец "В тутовой роще" или "Цзин шоу".
- Ах, как прекрасно! Как совершенно твое мастерство! - воскликнул Прекрасномилостивый.
Опустив нож, повар сказал:
- Я, ваш слуга, привержен пути более, чем своему мастерству! Когда я, ваш слуга, стал впервые разделывать быка, то видел лишь тушу, а через три года перестал замечать животное как единое целое. Теперь же я не смотрю на него, а понимаю его разумом, не воспринимаю его органами чувств, а действую лишь разумом. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, прохожу в полости, никогда не рублю то, что слишком твердо, - центральные жилы и связки, а тем более - большие кости.
Хороший повар режет, а поэтому меняет нож раз в год. Посредственный повар рубит, а поэтому меняет нож раз в месяц. Ножу вашего слуги ныне девятнадцать лет, я разделал им много тысяч бычьих туш, а лезвие у него словно только что заострено на точильном камне.
Между сочленениями есть щели, а острие ножа не имеет утолщения. Когда вводишь в щель тонкое лезвие, места, где погулять ножу, находится с избытком. Поэтому и через девятнадцать лет его лезвие словно только что заострено на точильном камне. Но, несмотря на это, каждый раз, подойдя к сложному сплетению, вижу, как трудно с ним справиться, страшусь и остерегаюсь, не отвожу глаз, веду нож медленно, едва шевеля. И вдруг так быстро заканчиваю разделку, точно рассыпаю ком земли. Подняв нож, я постою, оглянусь по сторонам, пройдусь в нерешительности и, удовлетворенный, оботру нож и спрячу.
- Отлично! - воскликнул Прекрасномилостивый. - Услышав рассказ повара, я понял, как достичь долголетия."
Серьезным изменениям подвергся не только клинок. Мастерами ближнего боя была разработана техника перевода прямого хвата в обратный поворотом вокруг большого пальца. Это уникальный прием, родственный ему существовал в то время только на Окинаве в технике кинжалов "сай". Перехватив в долю секунды тесак, можно на очень короткой дистанции движением локтя нанести страшный по силе секущий удар или поставить жестокий травмирующий блок. Чтобы применять эту технику, рукоять тесака потребовалось поместить на одну линию с обухом, увеличить изгиб крюка, а перекрестью и крюку придать округлое сечение. Дополнительно появилась возможность захвата широким крюком не только клинкового, но и древкового оружия. Острие крюка удлинилось и заострилось. Его стало можно использовать для атаки - например, в запястье при попытке заблокировать батчамдоу со стороны обуха.
Так появилось на свет превосходное оружие - истинный символ Вин Чун. Использовать все его преимущества мог только человек, глубоко проникший в философию Вин Чун. Поэтому народ попроще остался верен клинкам старинного типа, для улучшения баланса приделывая им тяжелые литые из бронзы рукояти. До появления в Китае магазинных винтовок и маузеров оставалось лет тридцать. По моему глубокому убеждению, только это помешало батчамдоу занять свое место среди таких легендарных видов холодного оружия, как катана, крис, кхукри, наваха, ятаган. Последний мастер, которому искусство владения парными тесаками помогало жить и побеждать, Нгуен Тэ Конг ушел от нас в 1961 г.
Батчамдоу перестали служить боевым оружием. Но история их отнюдь не закончилась. В начале 90-х годов ХХ века в США, а затем и во всем мире, стал стремительно расти интерес к холодному оружию. Спустя немного времени оригинальные системы владения холодным оружием так же стали объектом внимания. И здесь парные тесаки, опираясь на широкую известность Вин Чун, просто не могли остаться в стороне. Большой спрос породил большое предложение. Причем, что интересно, предложений обучить технике батчамдоу в несколько раз больше, чем объявлений о продаже самих тесаков. Все дело в том, что в большинстве стран, как и в нашем Отечестве, батчамдоу юридически считаются оружием и на производство и торговлю ими наложены ограничения. Только двое серьезных производителей громко заявляют о себе, это уже упомянутые Пол Чень и его компания Ханьвей (Hanwei) и Лян Тин, специально ради этого открывший фабрику в Фошане, на родине Вин Чун. Изделия многочисленных безымянных изготовителей столь разнообразны, что породили непрекращающуюся дискуссию о том, что считать оружием Вин Чун, а что нет. Объективности ради, должен особенно подчеркнуть, что кроме выделенных мной в статье трех стилистически чистых типов, существует множество промежуточных форм. Так встречаются батчамдоу в форме "двойного клина" с восьмигранной рукоятью на средней линии между лезвием и обухом; с клинком старинного типа, с очень узким изгибом крюка и рукоятью вдоль обуха; со слегка сужающимся или слегка расширяющимся к острию клинком. Стоит, я думаю, упомянуть и еще одну группу товара. За последние два года из Поднебесной потянулись бутафорские тесаки под названием "худедао". "Худедао" буквально означает "бабочка-мечь". Обычно они предлагаются среди другого оружия для занятий ушу и сопровождаются эпитетами вроде "старинные шаолиньские мечи" или "настоящие шаолиньские мечи".
Что касается преподавания техники батчамдоу, то сегодня специалисты делятся на тех, кто применяет перевод из прямого хвата в обратный и тех, кто не признает этот прием. Соответствующим образом различаются и конструкции используемых ими тесаков. Известные события 11 сентября 2001 г. вызвали в США настоящую волну истерии по отношению к холодному оружию. И на этой волне некоторые "мастера" Вин Чун стали яростно доказывать, что для этого оружия оптимальна длина в 12 дюймов вместе с рукояткой (это 304,8 мм)! Чтобы понять степень лицемерия этих людей, надо вспомнить, что классическая длина клинка батчамдоу равняется расстоянию от костяшек сжатого кулака до острия локтя (для мужчины среднего роста это примерно 370 мм), а рукояти – полуторной ширине кулака (примерно 140 мм)! К чести Америки надо сказать, что там есть и другие мастера. В рамках своей программы подготовки "Клоуз Квотерс Дефенс"(Close Quarters Defense) (можно перевести как "оборона при непосредственном контакте с противником"), известный специалист по ножевому бою и прекрасный знаток Вин Чун, Дуэйн Дайтер (Duaine Dieter) создал для фирмы "Мастерс оф Дефенс" (Masters of Defense) боевой нож "Марк V" (Mark V) (рис. 6)
и разработал систему владения им, целиком основанную на технике батчамдоу. Нож получил ряд престижных призов на оружейных выставках и надолго привлек к себе внимание специалистов и прессы. Уверен, что техника батчамдоу и дальше будет применяться в прикладных целях, а конструктивные находки послужат создателям новых боевых ножей и ножей для самообороны. Вся история парных тесаков батчамдоу - это история поиска и изменений. Это и придает мне уверенность.
ПОСЛЕСЛОВИЕ Эта статья является итогом двух с половиной лет целенаправленного сбора и обработки информации (из простого любопытства сведения собирались с 1989 г.) о всем, что связано или может быть связано с батчамдоу. Значительная часть собранных данных не нашла отражения в статье, потому что зануда-автор решил по мере сил использовать только информацию подтверждаемую разными источниками. Если в процессе общения с вами, уважаемые читатели/пользователи Сети, мне удастся подтвердить еще толику накопленных сведений, обещаю поделиться в следующих статьях. Поэтому, "страшась и остерегаясь", жду отзывов поклонников Вин Чун: что вызывает негодование, что - удивление, где возникают вопросы, где желательны подробности, что можно было за ненадобностью выкинуть. Рассчитываю, что статья не оставила вас равнодушными - только ради этого я и старался.
Сергей Барчевский
© С. Барчевский 2006