Символика Вин Чун

Школа Вин Чун обладает хорошо разработанной системой символов. В неё входят эмблема, иероглифическое начертание названия школы, приветственный жест и девиз.

Эмблемой школы стал цветок дикой сливы с пятью лепестками и восемью тычинками (рис. 1 Эмблема школы Великого Мастера Ип Мэна (Е Веня), Гонконг, 60-е годы XX века).

В китайской традиции цветущая дикая слива мей - главный символ весны (следует не путать с ли - домашней, культурной сливой). Цветы мей появляются раньше всех других цветов, распускаются прежде собственных листьев, часто, когда ещё не полностью сошёл снег. Этот образ издавна особенно любим поэтами и художниками, в даосской философии он означает скорое преодоление слабым, едва рождённым Ян могучего, но уже перешедшего свой предел, Инь. Трудно найти более точную эмблему стилю Вечной Весны и его философии преодоления слабым сильного. К тому же, имя основательницы школы монахини Нг Муи (на официальном диалекте путунхуа оно звучит как У Мей) означает Пять Диких Слив.

В традиции Вин Чун, которая немного отличается от общей традиции китайской культуры, пять лепестков символизируют пять стихий (правильнее, пять видов природной энергии), а восемь тычинок - восемь триграмм-гуа. Картина взаимодействия пяти видов природной энергии (усин) - воды (шуй), дерева (му), огня (хуо), земли (ту), металла (цзинь) - одна из первооснов всего китайского миропонимания. В системе усин пяти первоэлементам соответствуют пять цветов первичной гаммы (чёрный, сине-зелёный (по-китайски цин), красный, жёлтый и белый, из которых смешиванием можно получить все другие цвета и оттенки), пять нот традиционной китайской музыки, пять плотных и пять полых органов китайской медицины, пять вкусов китайской кухни, пять видов традиционных ароматов, пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус). Через органы чувств человек воспринимает всю полноту окружающего его мира. Зрение воспринимает пять цветов, слух - пять нот, обоняние - пять ароматов, осязание, при помощи пульсовой диагностики, - проявления пяти полных и пяти полых органов, вкус - пять вкусов.

Поэтому на занятиях в школе Вин Чун особое внимание обращается на глубокое и гармоничное развитие органов чувств. В том числе поэтому, во Вьетнаме Вин Чун до сих пор считается занятием для элиты. Художники, музыканты, врачи, учёные, сильные мира сего составляют значительно число среди изучающих этот стиль, и большинство среди тех, кто добился успехов на этом пути.

Восемь триграмм-гуа (багуа) - ещё одна первооснова всей китайской традиции. В соответствие с классической Книгой перемен (Ицзин) с помощью комбинаций гуа можно описать всю картину мира, включая её часть не воспринимаемую органами чувств и интеллектуальными усилиями, как нынешнюю, так и грядущую. В прежние времена среди конфуцианских учёных-книжников считалось, что углублённое изучение этого канона –удел людей особо одарённых, с незамутнённым сердцем и разумом. Следуя системе багуа, в школе Вин Чун выстраиваются перемещения в пространстве, комбинации технических приёмов, тактика и стратегия поединка, приобретается предвидение-предощущение -важнейшее качество идущего путём Вечной Весны.

В наше время, когда развитие Вин Чун во всём мире становится всё многообразнее, часто уходят от натуралистичного рисунка цветка к символическому отображению пяти видов энергии (рис. 2 Эмблема клуба «Железная флейта», Московской школы Вин Чун Мартынова В. В. Художник С. Барчевский, 1994 г.).

Как сказал автору в личной беседе Чан Хоу Туан, хорошо известный во Вьетнаме художник и большой знаток Вин Чун: «Я был поражён, когда мне показали этот знак. Дело в том, что я более двух лет работаю над эмблемой нашей школы во Вьетнаме, и пока не пришёл к удовлетворительному для себя результату. А здесь очень верно передана идея пяти стихий. Ведь они совершенно непохожи друг на друга. У каждой свой характер, своя энергия, свой звериный стиль, своя манера боя».

Дополняя цветок, в 70-е и 80-е годы XX столетия, в знак школы часто включали изображение скрещенных парных тесаков батчамдоу - символ прикладного характера Вин Чун, но сейчас это уже стало редкостью.

Полное название школы на кантонском диалекте - Вин Чун Куен (на путунхуа - Юн Чунь Цюань, по-вьетнамски - Вин Сюань Кюйен) (рис. 3).

Переводят это обычно как Кулак Вечной Весны или Школа Вечной Весны. Я подчеркнул «обычно», потому что иероглиф юн - «вечный» часто заменяют одинаково звучащим знаком со смыслом «читать нараспев, воспевать в стихах» (рис. 4)

и иногда трудами «переводчиков со словарём» появляется «Кулак Воспевания Весны». К тому же у этого последнего иероглифа имеется несколько различных начертаний, что добавляет путаницы.

Некоторые мастера считают, что сегодня развитие Вин Чун уже переросло рамки одного стиля и предпочитают использовать термин Юн Чунь Пай (по-вьетнамски - Вин Сюань Пхай), то есть Направление Вечной Весны или Группа школ Вечной Весны.

Приветствие школы ведёт своё начало от тайного жеста борцов с маньчжурским игом, который в свою очередь был заимствован у монахов Шаолиня и немного видоизменён. Вин Чун с самого своего рождения и, как минимум, до 60-х годов XIX века был теснейшим образом связан с тайными сообществами сторонников свергнутой династии Мин. У подпольщиков существовала сложная система конспирации, в том числе особое приветствие — сложенные кулак и открытая ладонь. Скрытый смысл этого жеста таков -сжатый левый кулак символизирует луну, открытая правая ладонь - солнце. Иероглифы жи - «солнце» и юэ - «луна» вместе образуют знак мин - «ясность, свет», он же означает династию Мин.

 

Философская трактовка этого образа состоит в следующем: солнце -символ активной силы Ян, луна - податливой силы Инь. И как луна светит отражённым светом солнца, используя его энергию Ян, так боец Вин Чун обращает силу противника против него самого. В боевом аспекте знак приветствия используется как блок и удар одновременно. Концепция «блок и удар - единое целое» является основополагающим принципом боевого искусства Вин Чун. Приветственный жест - первая боевая техника, которую осваивает вступающий на путь Вечной Весны.

Девиз Вин Чун: «Светлый, но не блестит». Мастер Хоанг Вин Занг объясняет его так: «Свет знания должен обрести ясность, быть понятым. Иначе он будет только слепить глаза». По своей физической природе свет является волной. А человеческое зрение обладает уникальной способностью при помощи отражённой световой волны воспринимать окружающий нас мир. Попытка смотреть на солнце, желание видеть прямой, не отражённый свет, нас ослепляет. Так старинный «принцип волны», - движения по «волне», восприятия действий противника по «волне», передачи энергии по «волне», -в искусстве Вин Чун оказывается непосредственно связан с современной физикой. С высокой долей вероятности, можно утверждать, что девиз школы восходит к даосскому канону «Чжуан Цзы». Такая фраза (в переводе Л. Позднеевой) есть в гл.15 этой книги, среди эпитетов совершенного даоса. Специально для настоящей статьи К. Агеев отыскал её в древнем тексте, начертал каллиграфическую надпись и выполнил новый перевод (рис. 5).

Светится! А не ослепляет [блеском]

© С. Барчевский 2006
© К. Агеев (каллиграфия, перевод) 2006