Цветущая Весна
Александр Иванов, журнал "ДАО путь бессмертия"
Пылающий Шаолинь
История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.
В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Юнчунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя - Юнчунь.
Неполные родословные стиля Юнчунь-цюань, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.
В давние времена в Китае правила манчжурская династия Цин (1644-1911). Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания.
К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.
Монахи и ученики храма Шаолинь стойко боролись и отражали все нападения правительственной армии, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. В 1810 году группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла.
Лишь немногим из мастеров удалось спастись. К счастью, среди спасшихся была и монахиня Нгу Мэй. Уцелев после кровавой расправы в Шаолине, она скрылась в храме Белого Журавля (Байхэсы) на горе Лун Тай. Нгу Мэй всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).
Ученик Южного Шаолиня Янь Сы покинул Фуцзянь и осел в сельской местности Кантона. Его жена умерла, оставив ему единственную дочь, которую звали Янь Юнчунь, что значит «Вечная Весна». Они поселились с дочерью у подножия горы Тай Лунь, обосновались на новом месте и открыли маленький ресторанчик. Янь Сы набрал группу учеников и начал преподавать боевые искусства, Между тем Янь Юнчунь выросла и стала красивой девушкой. Только вскоре ее красота обернулась против нее. По старинному обычаю, отец пообещал выдать Янь человека по имени Лян Бак Чон. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Янь Сы не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Юнчунь, не желая становиться его женой, бежала из дома. Единственным человеком, к которому девушка могла обратиться за помощью и поддержкой, была мудрая монахиня Нгу Мэй. Прибежав в монастырь Байхэсы, Янь Юнчунь поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Янь Юнчунь в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.
Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Янь Юньчунь, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Янь Юнчунь продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, он увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард - хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.
Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Янь Юнчунь на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Янь Юнчунь совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.
Янь Юнчунь выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя - близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.
Вскоре Янь Юнчунь вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Юнчунь пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.
После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Янь стала женой Лян Бок Чана, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Янь Юнчунь, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лян Бок Чан решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.
Лян Бок Чан передал секреты Юнчунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.
Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.
Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Юнчунь-цюань, усилив его боевые возможности.
Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Юнчунь-цюань прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Юнчунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Юнчунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Юнчунь.
Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва - Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).
Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва - Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Юнчунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунфу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.
Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва - Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Юнчунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва - Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Юнчунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва - Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва - Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Юнчунь и каковы его способности. «Ва - Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.
После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ - одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Юнчунь.
Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Юнчунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Юнчунь-цюань.
Яо Цай передал фошаньский Юнчунь-цюань Яо Ци, Яо Ци обучил Лян Цюаня. Лян Цюань обучил Лян Гуанманя, который впоследствии стал представителем девятого поколения фошаньского Юнчунь-цюань.
По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Особенно уважали Юнчунь полицейские чиновники. Ип Мэн постоянно говорил своим ученикам: «Не учите иностранцев!» Первым, кто не последовал этому призыву, был один из его учеников известный киноактер Брюс Ли, который стал преподавать Юнчунь для иностранцев. Китайские учителя неоднократно пытались заставить его закрыть свою школу. А когда Брюс Ли захотел изучить у своего учителя последние техники из формы с деревянным манекеном «мукчжон» и даже предложил за это купить ему большую квартиру, однако Ип Мэн ответил резким отказом. Поэтому Брюс Ли был вынужден создать на базе Юнчунь-цюань собственную систему «Путь опережающего кулака» (Джит Кун-до), с добавлением филиппинской техники боя палкой (эскрим) и других не только азиатских, но и западных стилей боя. Брюс Ли дополнил свою систему, введя в нее удары ногами, броски, а также различные элементы из бокса и борьбы. Собственно Юнчунь был вскоре забыт, но легенда о связи «Маленького Дракона» и Юнчунь осталась в умах многочисленных поклонников ушу. На этой волне образовались крупные организации Юнчунь, особенно в США, Германии и Великобритании.
Современные представления о Юнчунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах мира.
Юнчунь-цюань основывается на принципах эффективности и рациональности. Реальность применяемых техник ценится выше, чем внешняя красота движений. Стиль Юнчунь-цюань считается одним из самых реальных боевых стилей, его осваивают в спецподразделениях и армиях ряда стран (США, Израиль, Вьетнам, Англия).
Основные принципы Юнчунь:
- избегай противопоставления силы силе;
- действуй вдоль центральной линии;
- используй обе руки одновременно;
- умей уловить импульс противника и вовремя реагируй;
- не нападай первым, но изучай движения противника;
- используй силу противника против него самого.
Боевая техника Юнчунь уникальна: «ти сао» («чуткие руки»), развивающие особую чувствительность и контроль противника; комплекс из 108 секретных приемов на деревянном манекене (мокчжон), а также удары с короткой дистанции без замаха не имеют аналогов в мире воинских искусств. Ученик становится сверхчувствительным к передвижениям своего противника, контро-лирует все его действия и точно реагирует на все возникающие ситуации. Следуя за движениями партнера, мастер Юнчунь становится непредсказуем, поскольку обла-дает податливостью, благодаря которой происходит превращение мягкости в жесткость. Обладая развитой интуицией и ясновидением, он предвосхищает каждое действие партнера и возвращает его обратно, используя инерцию вращения. И это умение проявляется даже в повсед-невной жизни. Известно, что на каждую силу всегда найдется другая сила. А с людьми, которые овладевают воинскими искусствами, как правило, перестают происходить неприятные истории, чреватые непредсказуемыми физическими последст-виями, поскольку любая ситуация разрешается на удивление легко и свободно, благодаря гармоничной внутренней силе.
Мысленная ось, проходящая вдоль позвоночника через тело человека, в искусстве Юнчунь получила название центральной линии. С метафизической точки зрения именно через нее в человеке объединяются Небо и Земля.
Все перечисленные принципы воплащены в эмблеме школы Юнчунь - цветке сливы с пятью лепестками, который символизирует собой и человека и пять основных элементов: дерево, огонь, землю, металл и воду, лежащих, согласно восточной философии, в основе мироздания, и фазы их взаимопревращений в соответствии с «Каноном Перемен» (И-цзин). Восемь тычинок, расходящиеся из центра цветка в четырех основных и четырех промежуточных направлениях света, показывают линии распространения энергии, сила приложения которой в каждом направлении концентрируется в одной точке.
Путь во Вьетнам
В 1877 году в Кантоне родился человек по имени Юань Чай-Вань, которому впоследствии было суждено стать родоначальником Юнчунь-цюань во Вьетнаме. По-кантонски и вьетнамски это звучит как Винчун куэн.
Юноша начал свой путь у «короля Винчун» Лян Чжи Тая вместе с его сыновья-ми Леон Сун и Леон Бик и другими учениками. За долгие годы обучения Юань Чай-Вань достиг высочайшего уровня мас-терства в боевых искусствах, но, несмотря на это, ни на день не прекращал трениро-вок. Учитель полюбил Юань Чай-Ваня, как сына, и, когда тому пришло время уехать, позволил ему обучать желающих технике единоборств.
После прощания с Учителем Лян Чжи Таем, Юань Чай-Вань отправился работать в южную часть Китая и вскоре нашел там своих первых учеников. В их числе был также Ип Мэн, который перед этим уже обучался у Чан Хоа Туана и Леон Бика. Мы обязаны упомянуть имя мастера Ип Мэна, потому что через несколько лет после встречи с Юань Чай-Ванем он стал патриархом Юнчунь кунфу в Гонгконге, а потом - учителем всемирно известного актера Брюса Ли.
В 1936 году мастер Юань Чай-Вань покинул родину и приехал на торговой яхте в Хайфон. В этом же году он отбыл в Ханой. Там он обрел новых учеников, уже вьетнамцев. У него было 9 близких учеников, с которыми он постоянно занимался.
В 1955 году он уехал в Сайгон, поселился в районе «Большого рынка» и под именем Нгуен Тэ Конга стал обучать боевым искусствам как вьетнамских, так и китайских учеников, которые горячо любили и почитали своего Учителя и всегда оказывали ему помощь в трудные минуты его жизни. Мастер Тэ Конг считал Вьетнам своей второй роди-ной и от всей души старался передать свои знания по Винчун кунфу новым ученикам. Среди его лучших учеников был знаменитый учитель Хо Хай Лонг (Парящий над морем Дракон), ставший вторым Патриархом Винчун, а также «дядюшка Кюи», который впоследствии развил традиции школы Винчун, по которым занимались мастера Хоан Вин Занг, Сантхи и Туан.
Мастер Нгуэн Тэ Конг скончался на 84 году жизни в 1960 году, оставив в наследие Вьетнаму огромные знания по Винчун. Его последователи развивали и распространяли эти знания, бережно передавая их из поколения в поколение.
Мастер Нгуэн Тэ Конг был назван своими учениками родоначальником Винчун кунфу во Вьетнаме.
Винчун органично слился с природой вьетнамского миропонимания, приобретя мягкий национальный колорит. Благодаря усилиям профессора Хоан Вин Занга, председателя Ханойской федерации воинских искусств, президента Олимпийского Спортивного Комитета Вьетнама, в настоящее время удалось объединить разрозненных мастеров боевых искусств и, таким образом, восстановить духовные традиции и сохранить школу Винчун.
Вин Чун в России
Тропа из глубины веков приводит нас в абсолютно реальное и существующее в настоящем объединение одухотворенных людей, хранящих и развивающих в России традиции искусства Винчун. Московский клуб «Железная Флейта» образовался в 1988 году. Его основателем и бессменным руководителем является Валерий Васильевич Мартынов, который изучал Винчун под руководством вьетнамского мастера Хоан Вин Занга.
В клубе «Железная Флейта» в разное время прошли обучение сотни людей и подготовлены десятки инструкторов, которые развивают школу Винчун в Ставрополе, Смоленске, Бирске, Сарове, Перми, Омске, Новом Уренгое, Риге, Даугавпилсе, Нижнем Новгороде, Заволжье и других городах СНГ и Балтии.
Замечательным событием была встреча и общение с третьим Патриархом школы Винчун - мастером Хвинь Нгок Аном из Сайгона, после которой клубом Винчун "Железная Флейта" был организован первый совместный учебно-практический семинар, с которого и началось широкое распространение Винчун в России.
В 1997 году клуб «Железная Флейта» стал коллективным членом Федерации ушу России. С тех пор под эгидой Всероссийской Федерации ушу клубом проведено 3 чемпионата России по Винчун.
Зимой 1999 года группа инструкторов клуба приехала во Вьетнам по приглашению профессора Хоан Вин Занга, который в настоящее время собрал в Ханойской школе лучших мастеров Винчун, последователей знаменитого Тэ Конга. Эта патриархальная клановая школа в настоящее время считается жемчужиной вьетнамских воинских искусств.
Удивительная духовная атмосфера боевой традиции Винчун, незабываемые уроки вьетнамских учителей Сантхи и Туана, недосказанность их слов породили огромное желание глубже познакомиться с этим удивительным искусством. Зародившийся глубокий интерес к Винчун потребовал академического подхода к его изучению. Исходя из этой первостепенной задачи, весной 1999 года состоялось знакомство с работой клубов Винчун под руководством Герольфа Блиттенсдорфа (г.Дюссельдорф) и Бироля Оздена (г.Кельн), которые являются учениками известного мастера Кейта Керншпехта и развивают направление мастера Ип Мэна в Германии.
Клуб «Железная Флейта» поддерживает тесные связи с руководителем клуба Винчун мастером Юзефом Шаргутом (Польша) и Михаилом Абрамовым, учеником мастера Дэвида Пасско (Великобритания).
И, наконец, самое важное событие в жизни клуба «Железная Флейта» - организация и проведение Всероссийского Фестиваля боевых искусств «Винчун - XXI век», который состоялся 14 октября 2000 года. Это красочный праздник, организованный и оформленный на современном уровне, целью которого было знакомство с различными направлениями и школами Винчун, обмен опытом и дальнейшее сотрудничество.
История - не просто набор фактов из биографий, погребенных под пылью прожитых лет. Это живая, пульсирующая энергия творчества, которая и есть момент истины. Среди миров, созданных человеческим духом, мир Винчун является одним из самых загадочных и увлекательных. Это не только эффективная система самообороны, но и Путь к укреплению здоровья и обретению уверенности в своих силах.