Путь воина

Александр Сафонов

"Нет в мире большего одиночества, чем одиночество воина. Его можно сравнить только с одиночеством тигра в джунглях," - такую характеристику состояния воина дал один из средневековых авторов кодекса "Буси До" - своеобразного "священного писания" японских самураев.

Термин До, или Дао, т.е. Путь, означает не только процесс, практику чего-либо в прикладном применении, но связан с религиозным и философским принципом, лежащим в основе двух крупных учений Юго-Восточной Азии - буддизма и даосизма. "Дао"- это универсальный и всеобщий закон бытия: "Все в мире находится в пути, в движении, в изменении..."

Буддизм и даосизм послужили идейно-психологической базой для возникновения в Древнем Китае (а позднее - Вьетнаме, Корее, Японии и других странах этого региона) школ воинских искусств.

С буддизмом, а точнее с чань-буддизмом, связано "шаолиньское направление", сформировавшееся в монастыре Шаолинь провинции Хэнань.(Динамический вариант даосской практики "Нэй гун" лег в основу "уданского направления", сформировавшегося в горах Удан-шань, - излюбленном месте даосских отшельников.)

Для воинских школ обоих направлений понятие "пути", т.е. практики постижения себя и окружающего мира, являлось стержневым. Школа воинских искусств не только обучала приемам боя с оружием или без, но была школой жизни, попадая в которую, человек получал шанс развить свою сущность, переродиться физически, психически и духовно.

Такое перерождение было возможно лишь при соблюдении ряда условий. Человек должен был стать учеником школы добровольно, помнить, что он пришел учиться, прилагать усилия, чтобы "научиться тому, как учиться". Это позволяло выдержать самую суровую дисциплину. Немаловажным фактором было умение учителя передать свой личный опыт, брать на себя ответственность за ученика, служить ему примером во всем. Никаких чудес в школе не происходило, кроме чудес, которые вызываются к жизни дисциплиной и самодисциплиной, постоянством усилий и терпением. Учитель, передавая традицию школы, должен был добиться пробуждения в ученике его личного, "спящего в нем" мастера. После окончания определенного этапа работы, ученик должен был покинуть школу и встать на свои ноги - пойти "своим путем" в направлении, указанном путем школы. Так что, вполне вероятно, что автор цитаты из кодекса "Буси До", говорящей об "одиночестве воина", совсем не имел в виду внешнее, социальное отторжение или пренебрежение социально-этическими нормами общества. "Одиночество воина" - состояние внутреннее, заключающееся в постоянной работе над собой, в формировании собственного мнения и собственных методов решения ситуаций, в поисках смысла жизни и смерти.

Боевой китайский стиль Вин Чун принадлежит к шаолиньскому направлению воинских искусств. Первые упоминания о Вин Чун относятся к середине 17 века. Базой Вин Чун является постоянная парная работа, в которой развитие и изменение качеств тела имеют не меньшее значение, чем освоение технических приемов. Как школа чань-буддийской традиции, Вин Чун требует внимания, умения мгновенно интуитивно решать любые задачи в стремительно меняющейся ситуации рукопашного боя.

В сопредельный с Китаем Вьетнам стиль Вин Чун принес китайский мастер Тэ Конг в середине 40-х годов ХХ века. У него было восемь учеников, но только двое добились полного успеха. По линии одного из них - известного и уважаемого во Вьетнаме мастера кун фу Чан Ван Фунга наследниками традиции Вин Чун являются мастера: Дык, Май Ан Чау и Нгуэн Хонг Ту.

Нгуэн Хонг Ту в течение семи лет жил и преподавал в городе Черкассы (Украина). Его работа, в соответствии с традицией старого Вин Чун, проводилась в узком кругу учеников. Сейчас каждый из учеников Нгуэн Хонг Ту идет своим путем, в целом сохраняя традиции семейного направления Тхьеу Лам Фат Сон, которое сохранило неизменной сущность старого Вин Чун. Наиболее полно семейное направление выдерживает Сергей Рябцев, обладающий большим талантом в воинских искусствах и имеющий глубокое понимание стиля Вин Чун. Группа последователей Нгуэн Хонг Ту связана с семьей мастеров Вин Чун в Ханое через Валерия Павловского, который овладевал секретами кун фу под руководством всех трех ведущих ханойских мастеров. Во время последней поездки во Вьетнам, в начале 1998 г., учитель Нгуэн Хонг Ту вручил ему реликвию школы - меч мастера Тэ Конга - в знак признания того, что дух Вин Чун им постигнут...

Этот меч, являющийся традиционным видом парного шаолиньского оружия, перешел по наследству от мастера Тэ Конга к его ученику Чан Ван Фунгу, который в свою очередь передал его своему ученику - Май Ан Чау.

Валерий Павловский предоставил ответы мастеров школы на некоторые его вопросы:

Что означает термин "семейная школа"?

Май Ан Чау: - В Китае, Вьетнаме, Корее, Японии и других странах Юго-Восточной Азии есть два вида передачи знания так называемых семейных школ. В одном случае - это развитие традиции и передача ее только в кругу родственников. Но здесь присутствует риск утратить суть школы из-за того, что не все члены семьи имеют способность и желание обучаться кун фу.

В другом случае знание передается тому, кто способен и хочет это получить.

Ваше мнение о современных школах и направлениях в кун-фу.

Май Ан Чау: - То, что известно широким массам о кун фу, есть внешняя форма, а не содержание. Очень многие изучающие Вин Чун или другой стиль кун фу начинают судить о школе по формам движения, забывая или не зная, что корнем Вин Чун является "Дао Фат" - буддизм, который по своей сути текуч и бесформенен. Это главный принцип Вин Чун - текучесть и бесформенность. В воинских искусствах, как и в других видах деятельности человека, ценится индивидуальность, а не слепое копирование. Два мастера кун фу могут обучать своих последователей по-разному, хотя сами учились у одного учителя. Форма разная - содержание одно.

Внутри кун фу есть разные направления - боевое, магическое, духовное, оздоровительное. Любое направление, над которым работает человек, достойно уважения. Дело в личном выборе пути.

Какова роль Дао Фат в развитии школы Вин Чун?

Май Ан Чау: - Все законы и принципы Дао Фат являются главными и в Вин Чун. Технике тесно там, где восседает дух. Дао Фат важнее, чем Вин Чун, но при помощи Вин Чун быстрее достигается реализация.

При просмотре учебных видеофильмов Гонконгского направления Вин Чун был задан вопрос: "Кто из них тренируется правильно?"

Май Ан Чау: - Они все тренируются правильно. Мы видим только внешнюю форму. Содержание можно определить только в личном контакте - рука в руку.

Какую цель ставят перед собой последователи школы кун-фу?

Нгуэн Хонг Ту: - Школой называется стиль, традиция передачи знаний и, наконец, сами законы кун фу, которые едины как законы физики и математики и действуют одинаково на всей планете. Человек, познавший эти законы через практику, является носителем качеств кун фу, а не стиля или традиции. Если ты познал кун фу, тогда форма движений теряет первостепенное значение. Познай Вин Чун и перекрои его под себя - только тогда система заработает.


 

Часто внутри направления или школы кун фу возникает проблема: "Кого считать преемником, т.е. продолжателем традиций школы?" Здесь хотелось бы привести мнение Валерия Павловского: "Не всегда преемники школ кун фу являются полными носителями знаний. Иногда мастера, которые остаются в тени, являются специалистами в большей степени, чем преемники школы. Самое печальное, что носителей качеств Вин Чун мало, а преемников, оспаривающих свое первенство, - много. Появились "профессора Вин Чун" - люди, имеющие десятый дан, носящие пояса отличия и т.д. В монастыре Шаолинь не было таких званий, в семейных школах - тем более. Так откуда они взялись? Объяснение простое - коммерческий подход к кун фу".

Существует закономерность высвобождения скрытого знания именно в эпоху социальных потрясений и массового безумия. Трудности периода, в котором мы живем, не являются исключительными. С грустью приходится признать, что подобный ход событий - закон этого мира, где все имеет свое начало, развитие и конец. Выжить в такое время и сохранить человеческий облик позволяет лишь определенный духовный стержень. Путь Вин Чун может послужить опорой и ориентиром для человека в этом непостоянном мире.